Опыт монтажа и эксплуатации ветроэнергетических установок

Щаулов В.Ю., Афанасьев И. П., Озеров А. В., инженеры ОАО "Башкирэнерго"

Республика Башкортостан не относится к числу районов с высоким потенциалом энергии ветра. Среднегодовая скорость ветра по данным метеостанций невелика и составляет для высот до 10 м от 1,6 до 4,4 м/с. В 1998 г. по заказу Башкирэнерго была выполнена комплексная работа по оценке ветропотенциала в Башкортостане.

По результатам этой работы были определены ветровые зоны, в первую очередь, в Зауралье и на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, где среднегодовая скорость на высотах 20 - 50 м составляет 5,3 - 6,3 м/с и возможно строительство ветроэнергетических установок (ВЭУ). Для Башкортостана большой интерес представляет опыт Германии, имеющей (особенно в континентальных районах) ветропотенциал, сопоставимый с потенциалом республики. С 1999 г. в Германии наблюдается интенсивный рост ветроэнергетики благодаря государственной поддержке. Поэтому для накопления опыта строительства и эксплуатации современной ветроэлектростанции (ВЭС) руководство Башкирэнерго приняло решение о строительстве первой опытно-промышленной ВЭС в республике.

Местом для монтажа ВЭС было выбрано возвышение с абсолютными отметками поверхности земли 271-288 м на Белебеевской возвышенности около д. Тюпкильды Туймазинского района с расчетной среднегодовой скоростью ветра 6,1 м/с на высоте 40 м.

В 2000 г. Башкирэнерго приобрело четыре установки ЕТ 550 немецкой фирмы Hanseatishe AG (HAG) мощностью по 550 кВт каждая. Фирма HAG изготовила около 50 таких установок, но на момент покупки являлась банкротом и продавала новые, но пролежавшие на складе в течение 4-5 лет установки на 50% дешевле общемировых цен.

Основные характеристики ВЭС Тюпкильды (рис. 1) приведены далее.

Установленная мощность, кВт
2200

veu_v_BR

Рис. 1. Ветроэнергетическая установка ЕТ 550

Число ветроагрегатов, шт.
4
Модель ветроагрегата
ЕТ 550/41
Изготовитель
Hanseatishe AG (ODA)
Год выпуска
1996
Ввод в эксплуатацию
III кв., 2001 г.
Номинальная мощность, кВт
550
Высота до оси винта, м
42
Число лопастей, шт.
3
Диаметр винта, м
41,5
Высота башни, м 40
Частота вращения, об/мин, при режимах работы генератора:
     четырехполюсном
18
     шестиполюсном
28
Скорость ветра, м/с:
 
     минимальная
3,5
     номинальная
14
Разъединительная скорость, м/с
25
Предельная скорость, м/с
5,3


Ветроэнергетическая установка HAG состоит из: фундамента; башни высотой 40 м (две секции по 20 м); гондолы (машинное отделение); втулки с тремя лопастями; двух шкафов управления ВЭУ; трансформатора 0,69/10 кВ. Конструкция гондолы показана на рис. 2.

Генератор ВЭУ асинхронный, четырех-шестиполюсный, переключаемый. При мощностях до 100 кВт (скорости ветра до 7 - 8 м/с) генератор работает как шестиполюсный, а при возрастании мощности автоматически переключается в четырехполюсный режим. Кроме того, при пусках генератор включается в двигательном режиме, тем самым достигаются синхронные обороты, а соответственно и синхронная частота с сетью.

Лопасти выполнены из стекловолокна с поворотными концами, которые служат аэродинамическими тормозами при остановке ВЭУ.

Система управления, состоящая из системы программного управления SPS (контроллера) гондолы, системы программного управления SPS (контроллера) башни и промышленного компьютера, которые объединены в единую сеть со скоростью передачи информации 1,2 Мбит/с, позволяет полностью исключить присутствие персонала на станции. С помощью программы удаленного доступа можно осуществлять просмотр работы ВЭУ, вносить корректировки и др.

SPS гондолы управляет: тормозным устройством ротора и системой разворота по ветру, масляным насосом и системами охлаждения масла и генератора, системой подогрева масла. Она также фиксирует все данные, получаемые в зоне гондолы, и передает их в систему программного контроля SPS башни. SPS гондолы осуществляет сбор данных о скорости и направлении ветра, температурах рабочих узлов и передает их в компьютер.

Система программного контроля SPS башни, получая данные от всех узлов ВЭУ, от SPS гондолы и от рабочей ЭВМ, непосредственно запускает и отслеживает выполнение всех рабочих и переходных процессов ВЭУ и отдает SPS гондолы соответствующие приказы. Она контролирует мощностные характеристики и состояние всех систем, находящихся в башне ВЭУ.

В течение 2000-2001 гг. было выполнено проектирование, строительство, пусконаладка станции.

Первоначально планировалось поставить все ВЭУ на свайный фундамент с монолитным железобетонным ростверком, но уже при забивке железобетонных усиленных свай длиной 12 м в пробуренные лидерные скважины для фундамента под ВЭУ № 1 возникли сложности. Сваи не удавалось забить на проектную глубину. Пришлось увеличить их число до 30 и в итоге для ВЭУ № 2 - 4 перейти на фундамент неглубокого заложения с монолитным ростверком по монолитной фундаментной железобетонной плите размерами 7,5 х 7,5 м и толщиной 2 м. Это привело к задержке строительства фундаментов и для ускорения набора прочности последних было применено пропаривание с помощью передвижных паровых установок (ППУ) на базе автомобилей.

gondola

Рис. 2.   Конструкция гондолы ВЭУ:

1 - редуктор; 2 - дисковый тормоз; 3 - система смазки редук­тора; 4 - генератор; 5 - система охлаждения генератора и мас­ла редуктора; б - гидравлическая система тормозов и закры­лок; 7- шкаф управления гондолой; 8- система измерения на­правления и скорости ветра; 9 - система разворота по азимуту (на рисунке не видна).

При монтаже установки ЕТ 550 потребовался кран, способный поднять гондолу массой 40 т на высоту 40 м. Подходящий кран на тот момент удалось найти в Республике Татарстан - это 300-тонный кран с разборной фермовой стрелой. Его доставка на место монтажа, сборки и разборки при переходе от одной ВЭУ к другой, организация монтажной площадки из железобетонных плит под кран и простои, связанные с невозможностью работы крана при большой силе ветра, создавали определенные трудности и удлиняли время монтажа.

Следующая трудность возникла при монтаже третьей лопасти к втулке гондолы. Гондолы с прикрепленной втулкой и двумя лопастями были смонтированы и находились на высоте 40 м. Возникла необходимость в двух кранах со стрелой более 45 м. Один - для подъема лопасти, другой -для подъема люльки с людьми для монтажа. При первых попытках монтажа лопасть сильно раскачивало и даже при скорости ветра у земли 1-2 м/с ее монтаж был невозможен. Пришлось делать приспособление, которое крепилось к лопасти и с помощью растяжек позволяло удерживать ее от раскачивания. Все работы по монтажу приходилось выполнять самостоятельно, так как в момент монтажа у фирмы HAG уже не было специалистов по монтажу механической части.

Монтаж, наладка электротехнического оборудования, подготовка к пуску первой ВЭУ и частичное обучение проводились зимой 2000/01 г. под руководством шеф-инженера фирмы HAG, но, когда подошло время пробных пусков, фирма-изготовитель перестала существовать, а инженер HAG отказался брать на себя ответственность по пускам. И в результате, пусконаладочные работы проводились самостоятельно. В мае 2001 г. были запущены все ВЭУ, и до конца года велась проверка режимов работы, их доводка с одновременным самообучением персонала. В начале 2002 г. ВЭС была принята в опытно-промышленную эксплуатацию.

skorost_vetraРис. 3.  Диаграмма мощности ВЭУ ЕТ 550/41

 

За время эксплуатации в 2002 - 2003 гг. ВЭС выработала 2,5 млн. кВт-ч, при этом коэффициент использования установленной мощности составил 6,4%. Столь малая выработка связана с многочисленными поломками отдельных узлов, заводскими дефектами и конструктивными недостатками ВЭУ (из четырех ВЭУ одна всегда, а временами и две, находятся в ремонте), а не с ошибкой при выборе площадки. Средняя скорость ветра на высоте оси ветроколеса составила 6,1 м/с, что соответствует расчетной. Например для ВЭУ № 4, которая меньше всего простаивала из-за дефектов, выработка составила чуть более 1 млн. кВт-ч и коэффициент использования установленной мощности составил 10%, что почти в 2 раза выше, чем у ВЭУ №1,3.

При эксплуатации выявились недостатки, отсутствие которых, даже несмотря на поломки, позволило бы увеличить ежегодную выработку ВЭС на 30-40%.

Первый недостаток - неправильная установка под руководством шеф-инженера угла атаки лопастей, приводящая к несоблюдению рабочей характеристики ВЭУ (рис. 3). При скорости ветра более 15 м/с ВЭУ вместо того, чтобы держать мощность в диапазоне 550 - 600 кВт, набирает мощность более 600 кВт и в результате останавливается защитой генератора по максимальной мощности. Данный недостаток устраним, если установить лопасти на больший угол атаки или изменить конструкцию ВЭУ и применить систему автоматического изменения угла атаки лопастей.

Второй недостаток - это недостаток программы управления. ВЭУ в автоматическом режиме из состояния покоя запускается только в шестиполюсный режим работы генератора. В случае, когда ВЭУ по какой-либо причине остановилась и скорость ветра более 10 м/с, она не может запуститься. При скорости ветра более 10 м/с при пуске мгновенная мощность ВЭУ составляет более 180 кВт, что приводит к срабатыванию защиты от перегрузки генератора в шестиполюсном режиме. Поэтому существует верхняя уставка для пуска по скорости ветра, равная 10 м/с. А пуск ВЭУ в режиме четырехполюсного генератора, минуя шестиполюсный, в программе не реализован.

Октябрьскими электрическими сетями Башкир-энерго совместно со службой перспективного развития Башкирэнерго опробована доработанная программа контроллера, которая в целом позволяет запускать ВЭУ при скорости ветра более 8 м/с в четырехполюсный режим работы. Но и в этом случае при скорости ветра более 15 м/с ток генератора на оборотах синхронизации во время запуска слишком большой, и в результате генератор отключается от сети.

При отсутствии первого недостатка второй можно было бы не устранять, так как при большой скорости ветра ВЭУ не останавливалась бы из-за перегрузки генератора и не возникала бы необходимость пускать установки при снижении скорости ветра до 10 - 12 м/с.

Применение системы автоматического регулирования угла атаки лопастей позволило бы организовать с помощью АСУ ТП ВЭУ переход при низкой скорости ветра установки в режим авторотации. В результате значительно сократилось бы время на остановы, пуски и выполнение пусковых условий, т.е. практически исключаются понятия "пуск" и "останов" ВЭУ. Такая система, например, организована на ВЭУ датской фирмы Vestas V29.

Есть также ряд других недостатков в программе контроллера. Например, функция "прогон масла редуктора по замкнутому контуру" реализована как функция времени, а не как функция температуры масла редуктора. Поэтому приходится изменять эту функцию в зимнее время. Также отсутствует возможность перевода ВЭУ из "ручного" сразу в "автоматический" режим работы без перехода в режим полной остановки. Не активизированы команды о переводе из шестиполюсного режима в четырехполюсный режим работы и наоборот вручную; эти команды прописаны в программе и выполняются только автоматически.

Третий недостаток - невозможность работы ВЭУ при температурах ниже минус 20°С, что связано в основном с выполнением втулки ветроколеса из материала, не рассчитанного на работу при низких температурах. Остальные недостатки, связанные с низкими температурами, устранимы с помощью ряда доработок.

Во время эксплуатации часто происходят износ тормозных колодок и даже вырывание их из посадочных мест и повреждение самих тормозов; требуется замена гидравлических шлангов внутри лопастей (для чего привлекались сотрудники МЧС), возникают также поломки заводских и изготовленных новых тормозных муфт для системы разворота гондолы по азимуту, валов для редукторов в той же системе. Существуют проблемы с системой гидравлики, которая плохо работает при темпера­турах ниже минус 5°С. Кроме того, отсутствует возможность открывать базу данных по ретроспективе, что не позволяет детально анализировать работу ВЭУ и заранее предотвращать поломки и неисправности. База данных ведется в формате Oracle 7.0, а структура базы неизвестна.

Рассмотрим более детально некоторые из перечисленных недостатков.

Тормозные колодки, изготовленные в Германии, свой ресурс в 2 года исчерпали. Мы были вынуждены ставить тормозные колодки, изготовленные на отечественном предприятии, с применением фрикционного материала "ферродо", имеющего другие характеристики. Материал "ферродо" тормозных колодок плохо выдерживает нагрузки на высоких оборотах, что приводит к быстрому истиранию слоев (примерно через 1 мес); большой запыленности тормозов ротора (более частого техобслуживания); излому по местам крепления "ферродо" с помощью заклепок к основе тормозной колодки. Кроме того возникает еще одна проблема: заклепки изготовлены из алюминия, который при нагреве становится вязким и налипает на тормозной диск, т.е. диск становится шероховатым, что опять приводит к быстрому износу колодок.

При колебаниях гондолы относительно башни возникают поперечные нагрузки на поршень гидроцилиндра тормоза системы разворота гондолы по азимуту, вызывающие заглубление рабочей поверхности боковых стенок поршня и гидроцилиндра. Это приводит к последующему заклиниванию поршня внутри гидроцилиндра и к необходимости ремонта тормозов. Поэтому необходимы меры по снижению вибрации и ее последствий для уменьшения расходов на ремонт оборудования. Первоначально мы считали, что высокая вибрация происходит при остановах ВЭУ и это связано со свайным выполнением фундамента. Но уже в процессе длительной эксплуатации выяснилось, что причина повышенной вибрации в неправильном угле атаки у одной лопасти (отличном от угла на двух других лопастях) из-за неправильной установки (наклейки) на данной лопасти лимба на заводе-изготовителе и вследствие этого - неправильного монтажа.

Гидроцилиндры гидравлической системы при отрицательной температуре постепенно начинают течь, что можно объяснить двумя причинами. Первая - непредусмотренный производителями диапазон температур атмосферного воздуха в России. А так как материалы, из которых изготовлены гидроцилиндр и поршень, имеют различные коэффициенты расширения, то образуется зазор, с которым не может справиться прокладка, и в результате появляется течь. Но этот случай наблюдается крайне редко при температуре ниже минус 30°С. Второй из возможных причин течи гидравлической жидкости (масла) является ее гигроскопичность. Применяется масло отечественного производства, и проверка на наличие воды показала ее присутствие. В этом случае происходит кристаллизация льда на стенках гидроцилиндра, что при перемещении поршня приводит к деформации прокладок с последующей утечкой масла.

При монтаже ВЭУ были поставлены управляющие ВЭУ компьютеры с оперативной системой, не работающей после 2000 г. Два компьютера заменила фирма - производитель ВЭУ и два других компьютера были заменены поставщиками ВЭУ

Также при эксплуатации потребовалась гарантийная замена электромагнитных клапанов в гидравлических системах, устройства регулировки пусковых токов и др.

Все перечисленные проблемы осложняют работу ВЭУ и снижают показатели выработки электроэнергии. По нашему мнению, если бы были правильно установлены углы атаки лопастей и не возникали бы дефекты из-за хранения установок в течение 5 лет на складе изготовителем, то выработка ВЭС была бы в 2 - 2,5 раза больше существующей.

Несмотря на многочисленные трудности, возникшие при эксплуатации первой ВЭС в республике, Башкирэнерго продолжает прорабатывать вопросы, связанные со строительством ВЭС. В течение 2 лет на юго-востоке республики, в Зауралье ведется изучение ветрового потенциала и выбор мест возможной установки новых ВЭУ, для чего применяется автоматизированный измерительный комплекс, позволяющий определить скорости ветра на высотах 20, 30 и 40 м.

На основании полученного опыта эксплуатации Башкирэнерго составило требования (критерии), которым должны соответствовать ВЭУ для районов Урала. Основными из них являются:

1. Номинальная мощность 200 - 300 кВт, высота башни не более 40 м и масса гондолы не более 30 т - это в большей степени связано с трудностями в поиске крана необходимой грузоподъемности и транспортировки ВЭУ.

2. Номинальная скорость ветра ВЭУ - 11-13 м/с, скорость ветра включения ВЭУ - 2,5-3,5 м/с, генератор четырех-шестиполюсный или многополюсный совместно с инвертором, регулирование скорости вращения (мощности) - изменением угла атаки лопастей (pitch control). Это позволяет обеспечить максимальную выработку как при малых, так и при больших скоростях ветра.

3. Минимальная рабочая температура до минус 30°С (большинство иностранных ВЭУ могут работать до минус 15°С).

Выводы

1. В отдельных районах Республики Башкортостан, где среднегодовая скорость ветра около 6 м/с, возможно строительство ВЭС.

2. ОАО Башкирэнерго получило неоценимый опыт монтажа, пусконаладки и эксплуатации ВЭУ.

3. На основе опыта монтажа и эксплуатации разработаны требования к ВЭУ при их выборе.